Расширение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали потребует выделения средств из федерального бюджета
Фото: Екатерина Лебедева
Минтранс поддержал предложение ОАО «РЖД» выделить почти 1 трлн рублей на реконструкцию Байкало-Амурской магистрали до 2020 года. Соответствующие предложения по включению реконструкции БАМа в перечень приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока были направлены в правительство (документ есть в распоряжении «Известий»). Проект предусматривает увеличение к 2020 году пропускной способности БАМа с нынешних 20 млн до 50 млн т грузов в год. Эксперты признают, что реализация столь масштабного транспортного проекта даст толчок региональному развитию, но предупреждают о возможных рисках срыва его бюджетного финансирования в связи с возможным изменением макроэкономической ситуации.
В настоящее время бюджетное финансирование программ развития транспортных систем Сибири и Дальнего Востока осуществляется на основании нескольких базовых документов: Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Транспортной стратегии до 2030 года и Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Финансирование предусмотренных стратегиями мероприятий осуществляется через действующие ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» и «Развитие транспортной системы России 2010–2015 годы)».
В феврале текущего года, в ходе поездки по Дальнему Востоку, вице-премьер Игорь Шувалов поручил профильным ведомствам подготовить предложения по формированию приоритетного перечня проектов развития транспортной инфраструктуры для включения в еще одну ФЦП — «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года». В мае президент Владимир Путин своим указом продублировал поручение ведомствам представить предложения по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока.
Исполняя полученные поручения, Минтранс направил в правительство предложения по бюджетному финансированию свыше 50 проектов на сумму более 1 трлн рублей до 2020 года. В материалах ведомства (имеются в распоряжении «Известий») сообщается, что главной проблемой развития региона к 2030 году станет ограничение пропускной способности БАМа в связи с разработкой новых месторождений угля и руды в Якутии, а также в связи с развитием портовой инфраструктуры в Хабаровском крае и других портов Северного морского пути. Минтранс сообщает, что РЖД актуализировала разработанный ранее проект Стратегической программы развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года, инвестиции в который до 2020 года оцениваются в 870 млрд рублей. Единственным недостатком проекта является отсутствие у ОАО «РЖД» средств на его реализацию.
Поручение правительства сформировать новую ФЦП может оказаться решением проблемы. В соответствии с предложениями Минтранса на транспортную инфраструктуру Дальнего Востока до 2020 года предлагается направить более 863 млрд рублей, в том числе 447 млрд рублей из федерального бюджета на реконструкцию БАМа.
Кроме развития железных дорог предполагаются инвестиции в инфраструктуру авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Минтранс подчеркивает, что увеличение пропускной способности БАМа и реализация проекта «Восточный–Находка», на который предлагается выделить 127 млрд рублей, повлияют на развитие портов в Приморском и Хабаровском краях (Ванино, Советская Гавань, Восточный). Кроме того, строительство железнодорожной линии из Якутска в Магадан может значительно повысить инвестиционную привлекательность магаданского порта. Основной объем инвестиций приходится на 2015–2020 годы.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, проекты развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока приведут к синергетическому эффекту.
— Развитие транспортной инфраструктуры в регионе обеспечит увеличение темпов роста экономики в целом. Кроме того, вблизи транзитных магистралей будут строиться предприятия, ориентированные на экспорт, что также будет способствовать развитию региона и созданию новых рабочих мест, — говорит Шенк.
При этом аналитик предупреждает о дополнительных рисках в случае ухудшения макроэкономической ситуации, результатом чего может стать перенос сроков и сокращение расходов на реализацию проекта.
Аналитик «Финама» Дмитрий Баранов полагает, что существенно осложнить реализацию проекта может наличие административных барьеров.
— Строительство и расширение транспортной инфраструктуры дадут серьезный толчок развитию регионов Сибири и Дальнего Востока, будут способствовать притоку инвестиций, позволят увеличить ВРП регионов. В результате будут созданы десятки тысяч рабочих мест, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней, улучшится социально-экономическая обстановка в регионах, многие из которых имеют шансы отказаться от субсидий федерального бюджета и перейти на самофинансирование. Однако для успешной реализации всего проекта важно, чтобы все бюрократические вопросы решались максимально оперативно: землеотводы, получение всяческих согласований и разрешений, проведение необходимых конкурсов, аукционов и торгов, подключение необходимых коммуникаций, — поясняет аналитик.
Несмотря на поддержку проекта Минтрансом, а также наличие поручения президента и правительства, окончательное решение о выделении финансирования еще не принято. Каким будет это решение, в значительной степени будет зависеть от выводов Минфина о целесообразности финансирования проекта в условиях грозящего бюджету дефицита.